Карта сайта

Живописные элегии Петра Левченко

01.12.2016 - 31.12.2016

Выставка к 160-летию со дня рождения мастера

Левченко Петр Алексеевич (1856-1917) – живописец, график, пейзажист, автор интерьеров. Родился в Харькове, где и умер. Учился в Харьковской городской гимназии у Д.Безперчего и студии Е.Шрейдера. Вольнослушатель Петербургской Академии художеств (1878-1883), где учился у М.Клодта, П.Чистякова, В.Орловского. В 1895 г. посетил Париж, где познакомился с произведениями французских импрессионистов, что повлияло на его дальнейшее творчество.

Жил преимущественно в Харькове, бывал в Москве, Киеве, Одессе. Преподавал в Харьковской городской школе рисования и живописи. Член-основатель Харьковского общества любителей искусства. Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, Товарищества южнорусских художников, Товарищества киевских художников, многих выставок в Харькове.

На выставке представлено около сорока произведений П.А. Левченко, выдающегося художника-пейзажиста, одного из мастеров прославленной харьковской пейзажной школы, в которую входили С.И. Васильковский, М.А. Беркос, М.С. Ткаченко. Среди этой блестящей «четверки» Левченко принадлежит особое место в создании лирико-поэтического пейзажа, который стал базовой моделью украинского искусства.

Левченко вдохновляла «деревенская муза» художников-пленэристов барбизонской школы во Франции, светотеневые принципы их живописи, реминисценции произведений Ш. Добиньи, наиболее лирического из барбизонцев, желание и умение вместить в небольшое поле картины емкое живописно-поэтическое содержание, не уступающее «большим» картинам именитых современников и позволяющее рассматривать Левченко на равных с ними.

Первичные, технико-технологические характеристики его произведений, наиболее близки живописному методу С. Васильковского: поэтапное нанесение нескольких цветовых слоев, дальнейшая шлифовка, просушка, заглаживание или, наоборот, сохранение художественных особенностей фактуры, отличающейся детализацией изображенного, и в то же время единством пространственного построения и образно-поэтического содержания.

Именно в его произведениях отчетливо проступает то почти «лабораторное» вдумчивое отношение к самоценности материала, радость ремесла, к которой стремились художники II пол. XIX в., возвращая художественным произведениям их декоративное, а не иллюзорное содержание. Он меньше, чем Васильковский, пишет далевые, лирические пейзажи, его мир более уютен, самодостаточен. У Левченко практически нет передачи яркого прямого света – есть полутона различной силы и оттенков звучания, где градация света и тени в пределах одного цвета богатая и утонченная, благодаря чему возникает ощущение особой глубины колористической гаммы, своеобразного мерцания красок, тонкой нюансировки цветовых отношений. Мастер обладает виртуозным, почти ювелирным, но энергичным корпусным мазком, который формирует «открытую» живописную фактуру, изящно моделирует объем, передавая ощущение трепетной среды. Очень часто это какой-нибудь один цвет – серый, зеленый, коричневый, что позволяет ему открыть в незамысловатым мотиве живописное богатство: переливы голубовато-серых, золотистых, медовых, цвета топленого молока, различных оттенков зеленого. Именно «эстетство» колорита приближает его работы с изображением народной архитектуры, старых домов, мельниц, к высокому содержанию непреходящей духовной связи прошлого и настоящего, его поэтизации, трактовки обыденного как проявления прекрасного.

Среди географии ландшафтов Левченко доминирует Слобожанщина и Киевщина в разные времена года. Любимые мотивы художника – крестьянские хаты, продолжающие традицию поэтизации прозаической действительности. К ним относится картина «На рассвете». Произведению присущи традиции искусства передвижников с характерным для них повествовательным началом, сочетанием жанровой сцены с изображением природы. Благодаря такому композиционному решению, мягким градациям серебристо-коричневой гаммы, автор тонко передал пробуждение природы и человека: в утренней мгле кипит напряженная работа, хозяин кормит за животных, снующих под ногами, ощущение домашнего уюта излучает свет в окне. Левченко был очень внимательным к неуловимым особенностям украинской природы, ее атмосферным явлениям. Именно это становится определяющим в поисках соответствующего композиционного, цветового и тонального решения: живописная гамма картины, легкие, полупрозрачные краски, сквозь которые проглядывает фактура полотна, действительно передают ощущение утренней прохлады, дымки утреннего тумана, окутывающего персонажей этого произведения.

Еще в ранний период творчества, задолго до поездки за рубеж в 1895 году, Левченко, мастер лирического живописного этюда, воспринял поэтику импрессионизма, проявившегося в Украине в виде стилистической тенденции и отдельных черт в различных областях художественного творчества. В 1895 году художник побывал в Париже, в то время одном из центров мирового искусства. Здесь мастер непосредственно познакомился с произведениями современного французского искусства, его различными направлениями, где определяющими были работы художников-барбизонцев и импрессионистов.

Обычный городской пейзаж как предмет изображения, его своеобразная красота, ощущение динамики жизни впервые были введены в художественный контекст именно импрессионистами. Это нашло отражение в картине «Улица Парижа». Об этом свидетельствует диагональная композиция картины, улица, окруженная аллеей деревьев, ведущей взгляд зрителя в глубину пространства, экипаж, остановившийся у оклеенной афишами тумбы. Впечатление осеннего Парижа передано с помощью тонких рефлексов охристо-серого цвета, что создает неповторимое ощущение наполненного влагой и свежестью воздуха.

Как обобщенный образ Украины, воспринимается пейзаж «На Харьковщине», изображающий один из уголков родного края. Блестяще владея средствами пленэрной живописи, в частности, передачей световоздушного пространства, прогретого солнцем, Левченко смог передать все множество оттенков зеленого цвета – яркого и сочного на растительном ковре луга, раскинувшегося у берегов реки, изумрудной группы деревьев небольшой рощи, виднеющейся в овраге, где приютились и несколько домиков. Изящная игра колористических рефлексов и богатство тональных оттенков, мажорная звучность полотна, центристская композиция придают этому небольшому панорамному пейзажу монументальное звучание.

В произведениях Левченко последнего периода можно выделить работы, отмеченные самобытностью творческой манеры, близкой к стилистике модерна – с орнаментально условным преобразованием реального пейзажа, использованием цветовых живописных «разбеленных» пятен, графической выразительностью переплетения обнаженных ветвей деревьев. Фактурная поверхность картин этого времени становится матовой, сдержанной по колористической гамме, лишенной внешнего блеска. Мастер использует преимущественно различные растворители, что придает его работам ощущение будто залитой красками и кое-где подправленной кистью поверхности. Эти черты присущи полотну «Фонтан у Золотых ворот. Киев». Художник очень любил Киев, часто там работал, был членом Товарищества киевских художников, и количественно работы, выполненные там, уступают только Харькову и Слобожанщине. Естественным было обращение Левченко к древностям столицы – Софии, Андреевскому спуску, Подолу, Киево-Печерской лавре. Это сочетание старинной архитектуры и жанрового мотива, придающее пейзажам ощущение живой жизни, характерно и для нашего произведения.

Кроме пейзажей, особым увлечением Левченко были интерьеры. В Украине он был одним из самых выдающихся мастеров этого жанра. Произведения этого направления отражают уютные уголки и рабочие места жилья человека, обстановку его быта, творческого труда, наполнены любовным отношением к ним их хозяев, окутаны элегической поэзией их интимного бытия. Это уголки комнат с красными, зелеными, белыми, розовыми лампами и креслами, письменными столами. Среди них – интерьеры с изображением жены художника Матильды за работой, с книгой, за роялем. Они по-настоящему живописны, виртуозно написаны, некоторые Левченко удалось поднять к уровню значительных художественных образов.

Место проведения: Художественный музей.

Начало в 10:00.

Цена 5-10 грн.